Подводя итог первому полугодию в Греции, я могу точно сказать, что страна действует морально разлагающе и подрывает все те лейтмотивы, с которыми сюда ехал. Меняется восприятие жизни, а вместе с ним и цели. Порой я задумываюсь, как вернусь в Киев и гоню эти мысли прочь… Сейчас думать об этом не хочется. И вопрос даже не в том, что там не растут на улицах апельсины, а в том, что сам уклад греческой жизни по своей природе больше всего напоминает игровой квест, чем реальную жизнь. И этот квест затягивает…
Примечательно, что такие мысли приходят в голову не только мне. Сидя вечером в баре с подружкой из России я поделился своими мыслями с ней, что Греция крепко меняет нашего человека, если остаться в ней более-менее надолго. Услышанный ответ растянулся минут на 15, но суть осталась той же – влияние ощущается крепко, стабильно и тренд неизменно восходящий.
Это мое субъективное мнение, но греки не так зациклены на деньгах, как мы, ставя во главу угла странный микс из have a fun, семьи и чего-то третьего, уловить которого все никак не получается, но ты точно знаешь, что оно есть. «У меня 3 дома на Корфу, — говорит моя греческая подружка, — но я никогда и ни при каких обстоятельствах не продам их. Это семья, это воспоминания, это святое». Для меня, выросшего в другой атмосфере – это звучит странно, ибо я знаю, что Электра снимает в Афинах весьма недешевую квартиру, на которую тратит почти всю свою зарплату. Купить новую — денег нет, а мысль поменять один из домов на Крофу на жилье в столице она отрицает категорически.
Я не хочу сказать, что мы, выросшие на просторах советской империи, не привязаны к своим семьям, но то, как к родным относятся греки, постороннего человека способно довести до ручки. Более того, понимание семьи в греческом смысле гораздо более широкое, чем у нас. «У меня на свадьбе была 1000 гостей», — говорит украинка, вышедшая замуж за грека. На мои округлившиеся глаза, она старается успокоить, что, мол, это типа мало – заурядная свадьба собирает до 3000. Приглашают всех и вся. Не пригласить троюродного кузена, которого не видел никогда в жизни и который живет в горах за 500 км от Афин – едва ли не преступление.
С точки зрения have a fun греки тоже весьма прогрессивны. Если в кармане осталось 3 евро, и ты не знаешь, что есть завтра, то сегодня об этом лучше не беспокоится и потратить их на фрапе с другом. Деньги ничто, друзья и общение — все. Неудивительно, что основной источник поиска работы в Элладе – через знакомых.
Общение возведено в ранг культа. Когда Вы смотрите по телевизору репортажи об очередных забастовках в Афинах, связанные с тем, что «меры жесткой экономии» правительства взяли греков за горло, поверьте, в этот самый вечер отыскать свободный столик в фешенебельном ресторане в Колонаки снова будет весьма непросто. И, несмотря на то, что количество закрывшихся магазинов в Афинах за последние 2 года исчисляется тысячами, рестораны и таверны вряд ли ощутили падение посещаемости. В Греции один из самых дорогих кофе в Европе именно потому, что плата, по сути, не за напиток, а за аренду стола для разговора, а разговаривать греки любят долго.
Видимо, под влиянием этих факторов, а может потому, что хвост у их предков отпал тысячи на две лет раньше, чем у наших, греческое общество весьма дружелюбно и открыто. Это особенно ощущаешь в аэропорту, когда еще толком не отошел от родной таможни и, словно в воду, погружаешься в греческих хаос. Часто весьма специфичный, порой не особо организованный, но при этом абсолютно позитивный.
Этот позитив, собственно, и разлагает. Пусть греки и не получают высоких зарплат, но они точно выжимают из заработанных денег максимум эмоций, вкладывая заработанное не столько в машины и путешествия, сколько в простые человеческие радости. Может поэтому их дети и вырастают другими, не теряя с возрастом способности смотреть на мир широко раскрытыми глазами. Хотелось бы, чтобы ребенок когда-нибудь унаследовал это open mind мышление, но, видимо, для этого он должен вырасти на островах, отходить в димотики схоли и отучиться в Афинском университете. Для меня, наверное, — это уже слишком поздно, и максимум, что светит – научиться у них получать от жизни удовольствие. А в Греции, кстати, это не так уж сложно.
Photo by John D. Carnessiotis
Автор Alex
Topics: Афинский связной